КВАРТЕТ ФЛЕЙТ «СИРИНКС» НА РАДИО «НАДЕЖДА»

26 мая 2000 года (21 ч. 30 мин.)
Авторская программа В. Березина «Музыка и судьба»

Валерий БерезинВ. Березин: Добрый вечер, дорогие радиослушатели! В эфире – Валерий Березин. Вы поняли уже, что начинается очередная передача из моего авторского цикла «Музыка и судьба». Это цикл, который рассказывает не столько о музыке, сколько о людях, которые с ней связаны, которые ей занимаются, которые ей живут.

И сегодня у меня в эфире чудные гости. И рассказ мой будет о таком уникальном, необычном коллективе как квартет флейт Московской консерватории «Сиринкс».

Квартет флейт это действительно удивительный состав. Вы послушаете, конечно, музыку для этого ансамбля, ну и я, разумеется, должен сказать несколько слов о том, что это такое, поскольку в нашей музыкальной жизни это редкий гость.

Квартет флейт – это такое объединение инструментов, которое родилось давно – в эпоху барокко. Условно говоря, в XVII веке уже появились сочинения для квартета флейт, потом в XVIII и, особенно, в XIX веке композиторы стали писать музыку для такого состава.

Это было связано не только с тем, что люди охотно слушали такую музыку, но и сами играли в таких ансамблях в домашней обстановке.

Как домашнее музицирование жанр квартета флейт был распространен, кстати сказать, и в России тоже. Один из таких интересных примеров относится ко времени Петра Ильича Чайковского.

Когда в Москву приезжала Клара Шуман, то П. И. Чайковский участвовал в исполнении квартета Кулау (квартета для флейт), играя партию одной из флейт.

Домашнее музицирование было распространенным явлением. Это людям очень нравилось. Ну, а потом, как очень многие хорошие вещи, это было забыто у нас в стране.

И вот нашлись музыканты, которые этим жанром заинтересовались. Они его возродили и, мне кажется, они делают это успешно, интересно, «вкусно» и очень профессионально.

Сейчас я их представлю и немножко вам о них расскажу. Квартет, как вы понимаете, состоит из четырех флейтистов – четырех участников. Это две девушки и два молодых человека: Балжан Уразбаева, Вика Королева, Святослав Голубенко и Никита Наумов.

Вот эти четверо составили ансамбль – квартет флейт «Сиринкс».

Мне бы не хотелось, чтобы наш разговор был обычным интервью, поскольку, как вы сейчас сами убедитесь, это молодые музыканты с каким-то особым своим мироощущением и своим отношением к жизни. И когда я беседовал с ними перед эфиром, у меня создалось впечатление, что это люди, существующие в каком-то другом измерении, что они не из этого мира, не из нашей реальной жизни.

Но, как выяснилось, это, действительно, их способ существования, а какой именно – вы узнаете из следующей части нашей программы, а сейчас я немножко о них расскажу.

Ну, во-первых, здравствуйте, дорогие мои.

Святослав: Добрый вечер!

Вика: Добрый вечер!

Балжан: Добрый вечер!

В.Березин: У нас сегодня три участника здесь в студии, четвертый сейчас на гастролях с оркестром. Поэтому вот об этих трeх участниках я и расскажу немножко. Первую флейту обычно играет Балжан Уразбаева. Она вот сидит здесь. Такая девушка, маленького роста, хрупкая, очень складная, очень симпатичная с лучезарной улыбкой. Она, как вы понимаете по ее имени, из Казахстана, из Алма-Аты, из многодетной семьи. Балжан, Вы меня поправляйте, если я что-нибудь не так говорю, или дополняйте меня.

Балжан: Хорошо.

В.Березин: …Из многодетной семьи. В семье пять детей: три девочки, которые играют на музыкальных инструментах. Да, Балжан?

Балжан: Да. И два мальчика.

В.Березин: И два мальчика. Они не играют ни на чем?

Балжан: Они когда-то занимались…

В.Березин: Когда-то занимались музыкой. Ну вот, Балжан играет на флейте. Старшая сестра играет на кыл-кобызе. Это такой народный инструмент. Но главное, что у нее папа играет на домбре и дедушка играет на домбре…

Балжан: И прадед тоже…

В.Березин: И прадед тоже играл на домбре, да?

Балжан: Да.

В.Березин: Папа участвует на разных состязаниях уже 15 лет. Ну, в общем, это, действительно музыкальная семья, удивительная семья. И вот она услышала флейту и влюбилась в этот инструмент. Закончила Специальную музыкальную школу в Алма-Ате, потом приехала в Москву и поступила в Московскую консерваторию. В этом году она ее закончила и сейчас поступит в аспирантуру. Я на это очень надеюсь, что это так и будет, потому что она изумительная флейтистка.

И что Балжан, что самое интересное Вы хотите о себе рассказать? Что такого в Вашей судьбе было необычного, что заслуживает внимания? Или у Вас все было всегда хорошо?

Балжан: Ну, вообще, все было хорошо…

В.Березин: Да?

Балжан: Вообще мне всегда везет в жизни. Я благодарю судьбу за то, что я попала в Москву, к такому педагогу, как Юрий Николаевич Должиков…

В.Березин: А вот сейчас, представляете себе, Вы были бы в Алма-Ате. Что было бы сейчас с Вами?

Балжан: Сложно сказать. Я думаю, что я бы, наверно, работала. У меня было бы много детей.

В.Березин: Уже сейчас?

Балжан: Да.

В.Березин: Это связано с чем?

Балжан: Это связано с тем, что у нас выходят замуж очень рано. И хочешь не хочешь…

В.Березин: То есть это в какой-то степени не зависит от Вас, от Вашего желания?

Балжан: Да. Потому что там есть свои казахские традиции. Там воруют невест. Я не думаю, что меня бы своровали, но все-таки мало ли что…

В.Березин: Но неужели сейчас до сих пор воруют девушек? Вот Вы говорите такие вещи! Действительно, сейчас в конце ХХ века, в начале ХХI века все-таки воруют невест? Вы не шутите?

Балжан: Вообще, да. Мою старшую сестру, которая играет на кыл-кобызе, украли.

В.Березин: Да? И потом она вышла замуж?

Балжан: Да. Она вышла замуж. Она очень счастлива. У нее очень хороший муж. И у нее уже двое детей.

В.Березин: А, ну так, может быть, и хорошо?

Балжан: Ну кому как повезет.

В.Березин: А вот тогда Вику я должен спросить. Вика, а Вы не хотите, чтобы Вас украли? Может, это, действительно, такое везение замечательное…

Вика: Нет, я бы хотела. Но если знать: кто украдет, на сколько, куда и зачем.

В.Березин: Ага! Вот так только? Понятно.

Вика: Это же очень романтично.

В.Березин: Да?

Вика: Да. Но только без последствий.

В.Березин: Ну, я не спрашиваю, какие последствия Вы имеете в виду…

Вика: Ну, мало ли, подойдут сзади, украдут, в мешок… Вот и все.

В.Березин: Понятно. О Вике хочу сказать, что она единственная дочь в семье. Она – девушка, может быть, и избалованная вниманием родителей…

Вика: Я не избалованная.

В.Березин: Не избалованная?

Вика: Нет.

В.Березин: Зато я знаю, что она лучше всех готовит, и когда квартет собирается на отдых (они же не только музицируют вместе, они еще вместе и отдыхают), то Вика обычно – главный повар. И все очень хвалят ее продукцию.

Вика: Я очень рада, что кому-то нравится.

В.Березин: Святослав Голубенко тоже сидит в этой студии: красивый, стройный, высокий молодой человек. Вообще, вам всем по 22 года? Вы – ровесники все? Нет? Слава, Вы старше?

Святослав: Нет. Я оказался младше…

В.Березин: А, Вы младше?

Балжан: Нет, у нас самый младший – Никита.

В.Березин: Да? Я думал вы – ровесники. Ну так вот. Святослав тоже из многодетной семьи, в которой много детей. Слава. Пять, да?

Святослав: Да, пять. У меня четыре сестры и все они музыканты.

В.Березин: Четыре сестры и один брат, и все музыканты, и все профессионалы! Слава, тогда расскажите, на чем играют Ваши сестры.

Святослав: Старшая моя сестра – Маргарита – арфистка. Она учится вместе со мной сейчас в консерватории. Людмила – пианистка. Она учится на 1 курсе консерватории. А Светлана и Лена учатся в Центральной Музыкальной Школе при консерватории. Светлана играет на скрипке, а Лена – на виолончели.

В.Березин: А родители не заставляли никого заниматься музыкой? Просто все дети стали учиться с удовольствием?

Святослав: В общем-то, да.

В.Березин: И всем это нравится? И все хотят сделать это своей профессией?

Святослав: Да.

В.Березин: Ну, уважаемые радиослушатели, я вам открою один секрет. Слава мне рассказал, что когда ему было 2 года, он упал со второго этажа дачи. Он до сих пор об этом помнит.

Вика: Тайная информация!

Святослав: Да. Но это не причина того, что я стал флейтистом. Это просто такой забавный эпизод из моей жизни.

В.Березин: Ладно. Все-таки злые языки говорят, что флейтисты – люди особые, и иногда как человек упадет со второго этажа, так начинает на флейте играть… Слава, не обижайтесь. Может быть, это неудачная шутка. А вот Никиты Наумова здесь нет среди нас. Может быть, Вы скажете о нем два слова? Все-таки он Ваш товарищ, к которому Вы очень хорошо относитесь.

Святослав: Никита, по-моему, из нас очень сильно выделяется. Во-первых, он моложе всех нас и даже меня…

Вика: Молодой всегда слушает.

Святослав: А кроме всего прочего, с ним вообще не бывает никаких споров, никаких проблем. Я не знаю чем это объяснить, но человеком он оказался очень хорошим.

Вика: Мы как-то очень удачно дополняем друг друга.

Святослав: Да.

В.Березин: Вы хотите сказать, что вы не ссоритесь?

Вика: Мы не ссоримся никогда.

В.Березин: Ну, это мне удивительно. Я думаю, что вы, может быть, лукавите. А вот скажите, пожалуйста, чем вам нравится в ансамбле играть? Вы ведь все и в оркестре наигрались, да? И соло? А именно в ансамбле, что вас привлекает? Это что – особая какая-то область в музыке?

Балжан: Конечно. Отличается, допустим, тем, что у нас нет главного дирижера…

В.Березин: Вы сами себе командиры?

Балжан: Да. И никто тебе не указывает…

В.Березин: Ну, а специфика все-таки исполнительства в ансамбле – она в чем заключается?

Вика: Вообще, удивительно, когда звучат четыре флейты.

Балжан: Да. И очень красиво.

Святослав: Игра в ансамбле развивает человеческие отношения. Друг с другом…

Вика: То есть ты и слышишь очень хорошо, чувствуешь другого человека…

В.Березин: Но удивительное дело. Вы же знаете, что существует много замечательных ансамблей, и люди, работая друг с другом, с течением времени начинают друг друга ненавидеть…

Вика: Мне кажется, что все от человека зависит. В нашем случае это невозможно.

Святослав: Это зависит от людей, конечно.

В.Березин: Вы так уверены, что у вас всегда будут хорошие отношения?

Вика: Абсолютно уверены.

Балжан: Нет, ну мы не уверены, но, по крайней мере, сейчас все хорошо.

Святослав: Кто не уверен?

Вика: Да. Кто не уверен?

Балжан: Нет, ну мало ли что…

В.Березин: А скажите, пожалуйста, Вика. В занятиях музыкой ведь уже пол-жизни прошло. Я хочу сказать, что Вы уже долго занимаетесь музыкой. Вам нравится музыкальная среда? Тот мир, в котором Вы существуете?

Вика: Конечно, мне нравится. Потому что я получаю удовольствие от того с кем я общаюсь. И, вообще, среда эта удивительна – чувствуешь себя каким-то другим человеком, и это приятно. Быть в этой среде, быть немножко частицей этого мира. Например, играет Гидон Кремер. Я как-то тоже к этому причастна, я также играю эту музыку. Мне от этого настолько приятно, и я думаю: спасибо Богу за то, что я могу играть такую музыку.

В.Березин: Собственно говоря, музыка становится частью жизни. Это же не только профессия, да?

Вика: Да.

В.Березин: Это, наверное, удел каждого настоящего профессионала. Но есть профессии, когда, скажем, пришел человек с работы и забыл об этом, и занимается чем-то другим. Вы же все время существуете в это мире?

Святослав: Да.

Вика: Да. Но мы не только же в мире классической музыки существуем…

В.Березин: Но для вас это какое-то особое ощущение жизни?

Вика: Да.

В.Березин: Вы, конечно, все разные люди, или, может быть, наоборот, очень похожи. У вас есть какой-то идеал музыканта и человека?

Вика: Я повторюсь. Для меня это – Гидон Кремер.

В.Березин: Кремер?

Вика: Да, пожалуй.

В.Березин: Вы знаете, я признаюсь Вам, что когда я был в Вашем возрасте, он тоже был идеалом, но, правда, не столько идеалом человека, сколько скрипача совершенно удивительного. Я таких скрипачей больше не знаю.

Вика: Да. Но для себя сначала я открыла его как человека, прочитав его книгу о детстве и, вообще, о жизни. Это удивительный человек.

В.Березин: Да. Думаю, что Вы правы. Наверно, так оно и есть.

Вика: Потому что он ни на кого не похож, он совершенно индивидуален, как внутренне, так и по игре. И это чувствуется сразу, когда он исполняет произведения.

В.Березин: А у Вас, Слава, нет такого человека, кумира, идеала?

Святослав: Ну, я бы так сказал, что их несколько. Потому что вот такого конкретного образа, который был бы моим идеалом, в принципе, нет. Просто он (этот образ) составляется из разных людей: композиторов, пианистов, скрипачей…

Мне сложно даже назвать конкретные фамилии – их довольно много все равно. Которые мне очень нравятся…

В.Березин: Я хочу сказать нашим радиослушателям, что реальная жизнь музыканта, реальное существование его сейчас в нашей стране – это, в общем, далеко не сахарная жизнь. Вообще говоря, музыканты никогда не были особо богатыми людьми. Они всегда принадлежали к среднему слою, но сейчас удел музыканта в нашей стране, особенно академического музыканта, это – очень скромная зарплата, много труда, потому что существует огромная конкуренция, потому что много хороших музыкантов сейчас…

Балжан: Неблагодарная профессия.

В.Березин: Да. И, в общем-то, она в чем-то неблагодарная профессия. Поэтому, я и хочу задать вам самый простой вопрос. Почему же вы тогда этим занимаетесь? И что для вас все-таки важнее?

Вика: Я не знаю. Для меня, например, это часть моего внутреннего «Я». Без музыки я не могу. Я, когда занимаюсь на флейте, получаю удовольствие.

В.Березин: Вика, ну вот такой провокационный вопрос тогда. Допустим, сейчас Вам предложат какую-то другую работу, где Вы будете получать совсем другие деньги…

Вика: Я не соглашусь…

В.Березин: Не согласитесь бросить?

Вика: Потому что я не смогу находиться не в своей среде, я не смогу заниматься тем делом, которое мне не интересно и, вообще, против меня самой…

Святослав: Мне кажется, что нельзя назвать нашу работу неблагодарной. Существует определенная сложность в том, что многие музыканты просто не хотят выходить за рамки определенных стандартов, которые уже сложились. Нужно придумывать что-то оригинальное по возможности…

В.Березин: А вот представляете – извините, Слава, я Вас перебил – все-таки вам всем уже не 16 лет и у вас у всех есть свой жизненный опыт, свои взгляды на жизнь, представляете, что с вами будет через пять лет, или чего бы вы хотели? Вот пять лет. Небольшой срок на самом деле. Пролетят – не успеете глазом моргнуть…

Вика: Ну, мы еще успеем много всего сделать за пять лет.

В.Березин: А вы надеетесь на что? Что произойдет?

Вика: Не то чтобы надеемся, а хотим…

Балжан: Я надеюсь на удачу.

В.Березин: На удачу? Что ансамбль ваш станет известным, что вы получите хорошее предложение?

Балжан: Ну, для этого надо очень много работать. Работать, работать и работать…

В.Березин: Наш эфир продолжается, друзья. В эфире Валерий Березин с передачей из цикла «Музыка и судьба». И у меня в гостях квартет флейт Московской консерватории «Сиринкс». Мы продолжаем нашу беседу. И сейчас давайте поговорим о том, что нужно сделать, вообще, как в нашей жизни появляются известные коллективы, известные артисты.

А речь идет вот о чем. Вы все прекрасно знаете, что в последнее время понятия «известный артист» и «хороший артист» это далеко не синонимы. Есть много известных артистов, в общем, очень средних. Есть очень много хороших артистов, но малоизвестных. Ну, это, например, люди, которые работают только в театре, но не снимаются в кино – их очень мало кто знает. Но это касается и музыкантов тоже.

Вы представляете, каким образом сейчас делается то, что на эстрадном жаргоне называется «раскруткой»?

Как это происходит?

Вика: Да. Мне кажется, что для любого человека можно найти нишу, в которой он мог бы быть задействован, и, наверно, был бы известен широкому кругу людей. Вот на таком примере можно сказать.

Юрий Башмет. Ведь раньше он был известен очень узкому кругу профессионалов. Мы, конечно, с большим уважением относимся к его творчеству и к его деятельности. Создав передачу «Вокзал мечты», он стал известен очень многим…

Святослав: Абсолютно всем.

Вика: Да. Любого прохожего спросите в метро: кто такой Юрий Башмет? Все скажут: музыкант. На чем он играет уже не так важно, главное, что его знают.

В.Березин: Да, это музыкант, который ведет телевизионную программу.

Вика: Он где-то мелькает в каких-то передачах непонятных – и его все знают.

В.Березин: На самом деле, может быть, кто-то из наших слушателей хочет устроить вам «промоушен» и вложить какие-то деньги, для того чтобы сделать из вас людей известных…

Вика: Хотелось бы, чтобы это соответствовало тому, чем мы занимаемся…

В.Березин: Ну, разумеется, не ходить по сцене в неглиже, а играть на флейтах. Может быть, кто-то заинтересуется. Пожалуйста, друзья, звоните нам в редакцию, если кто-то хочет поучаствовать в судьбе этого молодого коллектива…

Я хочу свернуть на другую тропинку, в другую сторону и спросить Балжан, которая все время молчит.

Балжан, Вы играете на флейте бесконечно, с утра до ночи, с ночи до утра?

Балжан: Нет, конечно…

В.Березин: А личная жизнь у Вас все-таки существует? Или она мимо проходит все время, за окном?

Балжан: Вообще, как бы… Собственно говоря, мне нечего рассказывать.

В.Березин: Потому что нет времени, да?

Балжан: В принципе, да. Мало времени, наверно…

В.Березин: Вот удивительная судьба музыканта! Я вот смотрю: две хорошенькие девушки сидят передо мной, которые без конца только думают и говорят о музыке…

Вика: Нет, ну почему же? При желании можно найти время на все.

Балжан: Я занимаюсь на флейте максимум 2 часа. Мне, допустим, этого хватает.

Вика: Методика!

Балжан: Да. А так я люблю спать и есть.

В.Березин: А. У Вас просто другие увлечения!

Балжан: Да.

В.Березин: Понятно. Слава, а у Вас есть какие-то увлечения помимо музыки?

Святослав: Есть, конечно. Просто они зависят от моего настроения. Вообще, я люблю фотографировать…

Балжан: Про личную жизнь расскажи!

Святослав: Ну, про личную жизнь мне нечего рассказывать.

Балжан: Вообще-то, это сложная тема. И, вообще, я не люблю рассказывать о личной жизни.

В.Березин: Нет, разумеется, Вы правы. Просто мой вопрос немножко о другом. Успеваете ли вы что-то еще делать, чем-то еще заниматься?

Балжан: Ну, конечно. Я стараюсь создать какую-то компанию и поехать за город на шашлык…

В.Березин: А квартетом, вы это тоже практикуете?

Святослав: Да, конечно.

Вика: Постоянно что-нибудь придумываем.

Балжан: Мы вот хотим поехать в Рязань. Да, Слава?

Святослав: Нет. Рязань – это еще неизвестно…

Вика: Мы сначала в Петербург поедем.

В.Березин: Вы в Петербург поедете?

Вика: Да.

Балжан: Мы хотим поехать, как это называется…

Святослав: На байдарках.

Балжан: На байдарках на три недели…

Святослав: Но это идея Никиты…

Балжан: Вот я, например, мечтаю об этом.

В.Березин: А в Петербурге у вас будут концерты?

Святослав: Мы надеемся на то, что у нас будет концерт. Во всяком случае, мы едем из-за этого.

В.Березин: Чтобы там представиться питерской публике?

Святослав: Да.

В.Березин: А здесь, в Москве, у вас будет в ближайшее время концерт? Наше время неумолимо приближается к концу…

Святослав: Нет. В ближайшее время у нас, к сожалению, не будет концертов.

В.Березин: Ну вот, друзья. Я думаю, что какое-то представление вы получили о моих гостях. И, в общем, что хотелось мне вам сегодня передать, не знаю удалось ли, это ощущение праздника, когда я общаюсь с такими людьми. Очень светлые, замечательные люди. И когда я спросил их: откуда вы такие взялись? Они мне ответили, вот не дадут мне соврать, что мы-то нормальные…

Вика: Нормальные. Такие, какими должны быть.

В.Березин: …Вот то, что там показывают и о чем пишут в книжках это ненормально…

Вика: Мы – обыкновенная, нормальная молодежь.

В.Березин: …Этого, как бы, в жизни мало. Но я думаю, что вы не совсем нормальные. Вы – музыканты. Это такой диагноз.

Балжан: Да. Это правильно.

Святослав: И все равно, мы – нормальные музыканты.

Вика: Да. Мы – нормальные.

В.Березин: Спасибо вам, друзья, за то, что вы пришли. Я прощаюсь с вами, дорогие радиослушатели. До встречи.

Святослав: До свидания.

Вика: Спасибо.

Балжан: До свидания.


Made by Rusign


Made by Rusign

© Квартет флейт "Сиринкс" (Syrinx), 2000-.
© Дизайн, логотип, создание сайта - Алексей Чарыков, медиа-ателье РУЗАЙН (Rusign).

Сайт из семьи RUZ.NET. Открыт 5 ноября 2000 года.