АНТОНИН (АНТУАН-ЖОЗЕФ) РЕЙХА
(26.02.1770 г., Прага - 28.05.1836 г., Париж)
Богемский и французский композитор, музыкальный теоретик, педагог.
Племянник и ученик концертмейстера и подконец капельмейстера
Национального театра в Бонне, Йозефа Рейха (1752-1795).
Продолжил образование в Бонне и Гамбурге, где освоил скрипку и флейту
и начал заниматься гармонией и композицией.
Играл на флейте в Боннском оркестре и был товарищем молодого Бетховена,
который играл в том же оркестре на альте. Когда оркестр был распущен (1794),
Рейха отправился сначала в Гамбург, где написал свою первую оперу
"Oubaldi, ou les Francais en Egypte", а затем, в надежде поставить
эту оперу, - 1799 г. в Париж; хотя план не удался, но зато он имел успех
в качестве инструментального композитора своими 2 симфониями.
С 1801 по 1808 гг. жил в Вене, где общался с Бетховеном, занимался у Гайдна,
Альбрехтсбергера и Сальери.
С 1808 г. обосновался в Париже, где поначалу рассчитывал сделать карьеру
оперного композитора. Всего в Париже были поставлены 3 оперы Рейхи;
последнюю из них, "Сафо" (Sapho, 1822), он считал своим лучшим произведением.
Рейха сочинял также церковную музыку, однако значительно большей известности
добился как автор квинтетов для духовых (всего 24, 1811-20),
теоретик и педагог.
Трактат Рейхи о мелодии (Traite de melodie, 1814) явился крупным
вкладом в теорию музыки, а его фугированные этюды - в педагогический
репертуар пианистов.
Авторитет Рейхи возрос благодаря успехам его учеников,
в том числе Байо, Хабенека, Роде.
В 1818 г. Рейха был назначен профессором контрапункта и фуги в Парижской
консерватории; у него учились Адан, Берлиоз, Лист, Гуно, Франк.
Ему принадлежит один из первых современных
практических учебников гармонии (Cours de composition musicale,
1816(?) - 1818). Самый значительный теоретический труд Рейхи
- Traite de haute composition musicale ("Трактат о высшей композиции", 1824-26),
в котором рассматриваются обратимый контрапункт, фуга, ритм и форма.
Среди его сочинений для флейты и с флейтой: Квартет для флейты,
фортепиано, виолончели и фагота; 24 квинтета для флейты, гобоя, кларнета,
фагота и валторны; 6 квартетов для флейты, скрипки, альта и виолончели;
Квартеты для 4 флейт (соч. 12, 18, 19); 22 флейтовых дуэта и др.
[«] Вернуться к списку оригинальных
произведений Квартета...
[«] Вернуться к репертуару Квартета...