ФРИДЕРИК ШОПЕН
(1.03.1810 г., Желязова Воля, близ Варшавы - 17.10.1849 г., Париж)
Родился в семье учителя, выходца из Франции.
Феноменальная одаренность маленького Фридерика проявляется уже в 6 лет (сочиняет полонез),
а в 7 лет он впервые выступает как пианист.
С детских лет он также сочинял стихи, рисовал и участвовал в домашних спектаклях.
Получает образование в лицее (уроки игры на фортепиано берет у В. Живного),
а затем с 1826 по 1829 гг. под руководством Ю. Эльснера в Варшавской консерватории.
Первые композиторские опыты Шопена - это опоэтизированные танцы польского быта (полонез, мазурка),
вальсы, а также ноктюрны - миниатюры лирико-созерцательного характера.
Также он обращается к жанрам концертной фантазии, вариаций и рондо.
2 концерта для фортепиано с оркестром стали вершиной его раннего творческого пути.
После известий о поражении Польского восстания (1830-31 гг.),
которые застигли Шопена во время гастрольной поездки по городам Германии и Австрии,
творчество Шопена приобретает трагическую окраску.
Появляются драматические произведения (Баллада соль минор, Скерцо си минор и Этюд до минор (Революционный).
Жанры Баллады и Скерцо в то время новые для фортепианной музыки.
В 1831 г. Шопен переезжает в Париж и знакомится там с известными композиторами Берлиозом, Листом, Паганини,
Беллини, литераторами Гейне, Мицкевичем, Жорж Санд и другими деятелями культуры.
Давал уроки фортепианной игры и выступал в салонах.
В конце 30-х гг. на острове Майорка Шопен завершает цикл прелюдий.
В эти же годы он ездит в Германию (знакомство с Шуманом и Мендельсоном) и Англию.
В 1840 г. появляется Вторая фортепианная Соната си бемоль минор (3 часть - известный Похоронный марш)
и множество миниатюр - жанр, оставшийся излюбленным в творчестве Шопена.
Особой любовью Шопена пользовались мазурки (всего 52) - своеобразный дневник композитора,
поэтизирующие интонации польских танцев.
Венцом всего творчества Шопена стала Третья соната си минор (1844).
В 1848 г. он еще совершает поездку в Англию и Шотландию.
Однако болезнь, а также переживания, связанные с разрывом отношений с Жорж Санд сломали его.
Музыка Шопена совершенно неповторима, при этом она оказала влияние на многих композиторов
последующих поколений: Листа, Дебюсси, Шимановского, Рубинштейна, Скрябина и Рахманинова.
Произведения Шопена перекладывались для многих инструментов, в том числе (некоторые из них) и для флейты.
Этюд cis-moll переложен для 4 флейт Т.А. Чудовой в 2002 г. и впервые
исполнен квартетом "Сиринкс" 7 ноября 2003 г. в Рахманиновском зале консерватории.
[«] Вернуться к списку переложений для Квартета...
[«] Вернуться к репертуару Квартета...