Появление жанра квартета флейт относится к эпохе барокко.
Из того времени сохранились сочинения А. Вивальди, Г. Ф. Телемана,
короля Пруссии Фридриха II, Ж.-Б. Буамортье.
Возникший как жанр прикладной музыки, создающейся, как правило, «по случаю»
для конкретных музыкантов или по заказу, квартет флейт к началу XIX в. становится
равноправным участником концертной жизни и обретает свой классический вид
в творчестве Ф. Кулау (Дания), А. Алябьева (Россия), Л. Джанеллы (Италия),
А. Рейхи (Чехия), Э. Валькирса, Ж. Кардона (Франция) и других.
Также внесли свой вклад в увеличение репертуара для квартета флейт знаменитые
флейтисты XIX в. – М. Стабингер, Г. Зусман, А. Фюрстенау, Э. Кёллер,
И. Андерсен.
О популярности жанра квартета флейт свидетельствует и такой факт:
П. И. Чайковский, будучи студентом консерватории и посещая по настоянию
А. Рубинштейна класс флейты профессора Ц. Чиарди (1817-1877),
на одном из торжественных концертов в честь приезда в Россию Клары Шуман
участвовал в исполнении Квартета для 4 флейт Ф. Кулау, играя партию 3 флейты.
Новый этап развития жанра начинается в XX в. Связано это со стремлением
композиторов отойти от традиционных жанров камерной музыки в сторону
экспериментов с инструментальными составами. Э. Бозза, Ж. Кастеред,
А. Черепнин, Э. Кронке, Л. де Лоренцо, Ф. Шмитт, М. Бертомьё,
Ж.-М. Дамаз, П.-М. Дюбуа – вот лишь некоторые имена авторов сочинений для квартета флейт.
В России у жанра квартета флейт непростая судьба. А. Алябьев, создатель первого
квартета для 4 флейт и первого русского духового ансамбля, заложил основу для развития
этого жанра в России. «Ответ» Алябьеву прозвучал через столетие.
В 1939 г. в Китае русский композитор А. Черепнин создал свой квартет,
музыка которого от начала и до конца проникнута русским мелодизмом.
В настоящее время молодые композиторы охотно обращаются к жанру квартета флейт,
интерес к нему возрождается, в том числе, и благодаря появлению в России ансамблей,
подобных квартету флейт «Сиринкс».