РЕПЕРТУАР

КЛОД-АШИЛЬ ДЕБЮССИ
(22.08.1862 г., Сен-Жермен-ан-Ле - 25.03.1918 г., Париж)

Клод Дебюсси

Французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма, дирижер, пианист, музыкальный критик (книга "Господин Крош - антидилетант").

Начал обучаться музыке в 9 лет.

В 1872 г. поступил на младшее отделение Парижской консерватории. Учился у Э. Гиро (композиция) и А. Мармонтеля (фортепиано).

В 1881 г. в качестве домашнего пианиста сопровождал в поездке по Европе русскую меценатку Н. фон Мекк (большого друга П.И. Чайковского), а затем по ее приглашению дважды посетил Россию (1881, 1882).

("Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Они… открыли окно, выходящее на простор полей.")
Особенно понравилась Дебюсси музыка Мусоргского. ("Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и большей глубиной. Он неповторим и останется неповторимым благодаря своему искусству без надуманных приемов, без иссушающих правил.").

Интересны высказывания Дебюсси о музыке:
"…Сохраним любой ценой волшебство, присущее музыке. По своей сущности она способна содержать его в большей степени, чем всякое другое искусство. Когда бог Пан соединил семь трубок сиринкса, он подражал сначала только меланхолически тянущейся ноте жабы, жалующейся под лучами луны. Впоследствии он соревновался с пением птиц. Вероятно, с того времени птицы обогатили свой репертуар. Эти первоисточники достаточно священны, чтобы музыка могла ими в какой-то степени гордиться и сохранять долю тайны. Во имя всех богов не будем же пытаться ни освобождать ее от этой тайны, ни стараться разъяснить ее. Украсим ее тонким соблюдением "вкуса". И пусть он будет хранителем Тайны…"
(К. Дебюсси Статьи, рецензии, беседы ("Музыка", 1964) стр. 214)

В 1884 г. окончил консерваторию, с 1885 по 1887 гг. жил в Италии.

Вернувшись в Париж, Дебюсси сближается с кружком поэтов-символистов во главе с
С. Малларме.

В 1894 г. создает свое первое зрелое оркестровое произведение - прелюдию "Послеполуденный отдых фавна", которая отражает оркестровый стиль Дебюсси.

В 1902 г. появляется единственная опера Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда"
(по М. Метерлинку).

Излюбленный жанр композитора - программная сюита. Оркестровые сюиты: "Ноктюрны" (1899), "Море" (1905), "Образы" (1912). Фортепианные: "Эстампы", "Образы" (2 тетради), "Детский уголок", 2 тетради прелюдий (1910, 1913).

В последние 5 лет жизни усиливается интерес к сценическим жанрам. Сочиняет балет "Игры", "Камма", "Ящик с игрушками". Кроме того, Дебюсси пишет много камерной музыки, среди которой Соната для флейты, альта и арфы (1915).

Дебюсси очень любил флейту и часто использовал соло этого инструмента в своей оркестровой музыке.

В историю всемирного музыкального наследия вошла пьеса Дебюсси для флейты соло "Syrinx" ("Сиринга") (1913), которая возникла благодаря греческой легенде о боге Пане и нимфе Сиринге.

Арабеска, "Лунный свет" - пьесы переложенные для квартета флейт М. Томасом.
"Маленький негритенок" (с альтовой флейтой in G) переложен специально для квартета флейт "Сиринкс" С. Голубенко в 2003 г.

[«] Вернуться к списку переложений для Квартета...
[«] Вернуться к репертуару Квартета...


Made by Rusign


Made by Rusign

© Квартет флейт "Сиринкс" (Syrinx), 2000-.
© Дизайн, логотип, создание сайта - Алексей Чарыков, медиа-ателье РУЗАЙН (Rusign).

Сайт из семьи RUZ.NET. Открыт 5 ноября 2000 года.