ФРИДРИХ II (ВЕЛИКИЙ)
(24.01.1712 г., Берлин - 17.08.1786 г., Сан-Суси (Потсдам)
Король Пруссии, покровитель искусств, флейтист,
композитор.
Благодаря виртуозному мастерству игры на флейте
Кванцa
(впоследствии его придворного композитора),
Фридрих сам стал играть на флейте.
В свою бытность кронпринцем держал ансамбль
музыкантов.
После вступления на престол (1740)
расширил его, организовал музыкальную жизнь
по военному образцу, введя строжайшую дисциплину,
и основал Берлинскую оперу, руководя ее строительством.
Также он успевал писать стихи, прозу, оперные либретто и одерживать победы на политическом поприще.
Фридрих II пользовался огромной популярностью в Пруссии, благодаря победам в Силезской и Семилетней войнах и
благодаря покровительству людям искусства.
Среди лучших придворных музыкантов Фридриха II были
К.Г. Граун (капельмейстер), И. Кванц (написавший для него
несколько сотен флейтовых концертов и сонат)
и К.Ф.Э. Бах (его постоянный аккомпаниатор на клавире).
Кванц был главным мастером изготавливающим флейты для короля.
Кроме годового содержания в 2000 талеров, он получал не только отдельное
вознаграждение за каждую сочиненную для короля композицию, но и по 100 дукатов
за каждую сделанную флейту.
Король привозил Кванцу различные породы дерева, чтобы он пробовал использовать их для флейт.
Один раз он привез эбеновое дерево, и Кванц сделал из него свою лучшую флейту. Считается, что именно эта флейта была любимой флейтой короля.
В 1747 г. король принял находившегося в гостях у сына
И.С. Баха и предложил ему для импровизации тему, из которой
впоследствии выросло "Музыкальное приношение".
Во время и после Семилетней войны (1756-63)
музыкальная жизнь при дворе пришла в упадок.
В зимний период 1778-1779 гг. его флейта служила ему в последний раз.
Когда в начале 1779 г. он упаковывал свою флейту перед возвращением в Потсдам,
он заметил Францу Бенде: "Мой дорогой Бенда, я теряю своего лучшего друга"
Ядро музыкальных творений Фридриха II - флейтовые произведения.
Фридрих II сочинил множество сонат (121) и концертов (4) для флейты, несколько синфоний,
несколько арий для опер К.Г. Грауна.
Ему принадлежит также либретто "Монтесума",
положенное на музыку Грауном (1755).
Существует только 6 оригинальных флейтовых рукописей, принадлежащих руке Фридриха. Но главный источник сонат и концертов
короля не эти оригиналы, а копии, собранные в единый переплет во времена Фридриха и ежедневно использовавшиеся в концертах.
Основу для критики королевской музыки дает скорее не она сама, а манера, в которой произведение сочинялось: Фридрих "набрасывал" большинство своих работ.
Обычно он эскизно выписывал только мелодию и бас. Иногда писались мелодии, снабженные словесными
комментариями для композитора, который будет заполнять пробелы в фактуре. Только иногда
каждая нота была сочинена Фридрихом.
Фридрихом восхищались как правителем, ценили как философа и терпели как поэта.
К. Раух создал скульптурный монумент Фридриха, который стоял на Unter der Linden до 1945 г.
В 1839 г. Ф. Куглер публикует первую популярную биографию Фридриха, основанную на первой публикации документов и писем.
Его книга была иллюстрирована А. Менцелем, художником и гравером, посвятившем свою жизнь легенде о Фридрихе Великом.
Биографами Фридриха II как музыканта были К.Ф. Мюллер
(1847) и В. Коте (1869).
Издание его композиций вышло (1889) у Брайткопфа и Гертеля.
Среди его сочинений есть и Квартет для 4 флейт в 3 частях:
Affetuoso, Allegro, Allegro.
Картина художника А. Менцеля "Флейтовый концерт" (1852) (Берлинская национальная галерея).
Эта картина воссоздает атмосферу королевских вечерних концертов. В середине - играющий на флейте король,
а вокруг него играющие музыканты и слушающие придворные.
При создании этой страницы были использованы материалы курсовой работы С.А. Корсунской
"Музыкальная деятельность короля Пруссии Фридриха II Великого" (Москва, МГК, 1996).
[«] Вернуться к списку оригинальных
произведений Квартета...
[«] Вернуться к репертуару Квартета...