ГЕОРГ ФИЛИПП ТЕЛЕМАН
(14.03.1681 г., Магдебург - 25.06.1767 г., Гамбург)
Немецкий композитор, органист, дирижер. Известен также как поэт и
талантливый организатор.
Самый популярный из современников И.С. Баха. Один из самых плодовитых
композиторов в истории музыки.
Он создал столько произведений, сколько Бах и Гендель вместе взятые.
Учился в Лейпциге (в местном университете основал студенческий
collegium musicum) и некоторое время работал там музыкальным
руководителем оперы и церковным органистом. Затем работал придворным
капельмейстером в Зорау, Айзенахе, а с 1712 г. - городским музикдиректором
во Франкфурте-на-Майне.
Сочинял кантаты, оратории, танцевальные сюиты во французском стиле
(с заимствованиями из польского и моравского фольклора),
множество произведений для церковных и городских праздников и церемоний.
В 1721 г. Телеман переехал в Гамбург, чтобы занять пост кантора Иоганнеума
и музикдиректора пяти главных городских церквей.
Телеман отказался от
заманчивого предложения стать кантором церкви св. Фомы в Лейпциге
(позже это место занял И.С. Бах).
С 1722 до 1738 гг. он был также директором Гамбургской оперы.
В 1737 г. посещал Париж, где с большим успехом выступал при дворе Людовика XV
и в Духовных концертах.
При его жизни были изданы 72 кантаты и знаменитые инструментальные
сборники "застольной музыки" (Musique de Table, Tafelmusik, 1733).
Телеман способствовал повышению всеобщей музыкальной культуры и выпустил
в свет ряд учебных пособий, в том числе по цифрованному басу и орнаментике.
Прижизненная слава Телеман была велика; в немецком музыкальном лексиконе XVIII
в. ему уделено в 4 раза больше места, чем И.С. Баху.
Телеман владел всеми музыкальными формами и стилями.
В каком бы стиле Телеман ни писал, его почерк
всегда легко узнать по отчетливо расчлененным мелодическим фразам
и непринужденной плавности изложения. Хотя Телеман был четырьмя годами старше
Баха и Генделя, его музыка в большей степени соответствовала новым тенденциям;
в некоторых жанрах он предвосхитил классицизм.
Его наследие: концерты и сонаты в итальянской манере, увертюры (сюиты)
и квартеты во французской манере, немецкие фуги, кантаты,
Страсти и песни.
Среди его сочинений для флейты и с флейтой: 6 сюит для скрипки
(флейты, гобоя) с фортепиано (1716), сонаты для 2 флейт без баса,
12 фантазий для флейты соло, квартеты (ad lib. трио) для 2 флейт или скрипок
и 2 (1) виолончелей.
Концерт фа мажор для 4 исполнителей и Концерт
"Охота" написаны Телеманом без указания состава и являются
концертными транскрипциями для квартета флейт.
[«] Вернуться к списку оригинальных
произведений Квартета...
[«] Вернуться к репертуару Квартета...