Пятница, 8 октября 2004 г.
Суббота, 9 октября 2004 г.
Т. Клименко: Слово «квартет» у многих любителей классического искусства
вызывает, в первую очередь, ассоциацию с традиционным струнным квартетом.
Однако квартет флейт «Сиринкс» разбивает этот стереотип.
«Сиринкс» – один из немногих молодых российских духовых коллективов.
Квартет был создан в 1998 году, как ансамбль флейтистов, студентов Московской
консерватории и вскоре завоевал репутацию высокопрофессионального молодого коллектива.
Его основная задача – возрождение популярного в Европе и России в XIX веке
жанра флейтовой камерной музыки.
Сегодня концертный репертуар ансамбля охватывает произведения русских и
зарубежных композиторов всех стилей и жанров от барокко до современности.
Возможно, многим нашим слушателям этот коллектив уже знаком.
Его записи звучали в эфире нашей радиостанции. Так, в прошлом году квартет
записал компакт-диск под названием «Премьера»,
а в этом году диск – «Флейта в городе».
В течение пяти лет ансамбль участник множества концертов и фестивалей,
как в Москве, так и в других городах России. В первую очередь, это фестиваль
«Международная неделя консерваторий» в Санкт-Петербурге,
Фестиваль музыки русских усадеб «Дворянские сезоны»,
Фестивали «Вселенная звука», «Московская осень» и «Душа Японии».
Профессионализм квартета был отмечен и рядом наград. Так, уже через год
после своего основания, на Республиканском открытом конкурсе духовых ансамблей
в Казани, коллектив был удостоен третьей премии. А на Третьем Всероссийском
открытом фестивале-конкурсе камерных ансамблей «Сызрань-2003» квартет получил
специальный приз «За яркую интерпретацию русской музыки» и звание лауреата.
Безусловно, залогом успеха квартета флейт «Сиринкс» является профессиональное
мастерство каждого из участников ансамбля.
Все они – выпускники и студенты Московской консерватории.
Святослав Голубенко – организатор и идейный вдохновитель ансамбля,
лауреат первой премии Международного конкурса в Тольятти. Именно он занимается
организацией концертов для своего коллектива, а также изучением
истории флейтовых ансамблей. В 2002 году к составу квартета присоединился
Антон Паисов, который помимо флейты занимается композицией, и уже получил
звание лауреата первой премии Международного конкурса
детей-композиторов в Беларуси.
В настоящий момент – он студент четвертого курса консерватории.
В том же 2002 году в состав квартета была приглашена Наталья Филатова –
лауреат фестиваля имени Прокофьева.
А год назад к коллективу присоединился Павел Студенников – студент
третьего курса консерватории, лауреат первого открытого фестиваля
камерного музицирования и Московского конкурса ансамблей деревянных духовых инструментов.
На протяжении нескольких лет состав ансамбля менялся.
Об этом рассказывает организатор коллектива Святослав Голубенко.
С. Голубенко: Самый последний наш состав сформировался на
границе 2003-2004 годов. И это связано с тем, что другая работа очень сильно
отвлекает от творческого увлечения всех участников.
Участники ансамбля – это учащиеся или выпускники Московской консерватории.
Идею квартета во-многом подсказали наши профессора. Это Юрий Николаевич Должиков
и Александр Васильевич Корнеев. А начинали заниматься мы у профессора
по камерному ансамблю Валерия Владимировича Березина.
Это три человека, которые подтолкнули идейно существование квартета,
помогали нам с нотами, помогали советами и всегда были с нами рядом.
Сейчас мы продолжаем концертировать в составе: Наталья Филатова, Антон Паисов
и Павел Студенников. Но еще участниками квартета являются Сергей Игрунов
(сейчас он солист Российского национального оркестра) и Роман Сандлер…
Название квартета, естественно, не пришло случайно. Оно связано
с древнегреческой легендой. Когда в 1998 году только-только появился квартет,
речь не шла ни о каком названии. Это был студенческий коллектив, который
назывался квартет флейт Московской консерватории.
Но время шло, и нужно было придумать название, которое бы отражало суть ансамбля.
Здесь как никогда кстати, оказалась древнегреческая легенда о боге Пане и
нимфе Сиринге. Бог Пан влюбился в прекрасную нимфу Сирингу, которая, естественно,
испугалась его страшного вида (а бог Пан был с копытами, хвостом).
Увидев нимфу, Пан погнался за ней. Убегая, нимфа взмолилась богам,
чтобы они спасли ее от Пана. Она превратилась в тростник.
Бог Пан срезал тростник и сделал из него флейту. Таким образом, рождение флейты,
вдохновило нас, и имя нимфы стало нашим названием…
Если квартет рассматривать как жанр, то можно сказать, что о нем очень мало
написано, очень мало источников сохранилось. Однако известно, что жанр
сформировался в эпоху барокко, в творчестве Телемана, Вивальди, Буамортье.
Потом получил широкое развитие в классической музыке. И вышел он из музыки салонной…
Созвучие четырех флейт открывает очень широкие возможности,
что многие композиторы подмечали. Например, в творчестве русских композиторов,
самый уникальный пример – это создание квартета для четырех флейт Александром Алябьевым.
И, конечно же, XX век дал больше всего музыки для четырех флейт.
Прежде всего это французский композиторы – Бертомьё, Кастеред, Бозза.
Современные композиторы продолжают присматриваться к этому жанру, раскрывают
какие-то его возможности. Меня поразил тот факт, что когда я обратился
к студентам консерватории, то нашел потрясающий отклик. Буквально за год
шесть композиторов написали для нас квартеты.
Т. Клименко: Большое ли место занимают в вашем репертуаре переложения?
С. Голубенко: Безусловно. И, кстати, мы пришли к этому не сразу,
поскольку первое наше ознакомление с квартетом было именно с оригинальной
музыкой. Спустя два года мы призадумались, что надо обогащать наш репертуар
и переложениями. Естественно, мы сами этим занимались (есть переложения
сделанные участниками квартета). Были даже интересные случаи, когда мы
несколько лет подряд играли цикл новогодних концертов, и там было очень много
специально сделанных переложений, посвященных Новому году.
Самое популярное переложение для 4 флейт – это Лядов Музыкальная табакерка.