МОДЕСТ МУСОРГСКИЙ
(21.03.1839 г., имение Карево (Псковская область) - 28.03.1881 г., Санкт-Петербург)
Русский композитор, один из самых
дерзновенных новаторов XIX столетия,
оказавший огромное влияние на развитие русского
и европейского музыкального искусства.
Детство прошло в атмосфере русской помещичьей усадьбы.
Первые музыкальные знания Мусоргский получил от
матери (научился играть на фортепиано).
Затем учился в школе гвардейцев в Петербурге, добившись
значительных успехов. В это же время брал уроки игры
на фортепиано у известного педагога А. Герке.
После окончания школы в 1856 г., Мусоргский был
зачислен офицером в Преображенский полк, однако знакомство
с Даргомыжским, Кюи и Балакиревым перевернуло его жизнь.
В 1858 г. Мусоргский уходит в отставку, невзирая
на уговоры родных и друзей.
С этого времени Мусоргский целиком посвящает
себя музыке, работая без остановки.
За неоконченными операми "Царь Эдип" и "Саламбо"
последовала опера "Женитьба" (также незакончена) на текст
Н. Гоголя, в которой Мусоргский во главу угла
поставил музыкальное воспроизведение человеческой речи
во всех ее тончайших изгибах.
Увлеченный идеей программности, подобно собратьям
из Могучей кучки, создал ряд симфонических произведений,
среди которых - "Ночь на Лысой горе" (1867).
В 1860-е гг. обращается к вокальной музыке, создав
целый ряд песен и романсов-портретов народных типов:
"Калистрат", "Светик Савишна", "Сиротка" и др.
Некоторые из них были запрещены цензурой из-за глубокого
социально-обличительного пафоса.
Вершина творчества Мусоргского - опера "Борис Годунов"
(на сюжет драмы А.С. Пушкина).
Работа над ней была долгой, и позже Мусоргский
неоднократно возвращался к редакции своего произведения.
Опера "Борис Годунов" стала первой русской народной
музыкальной драмой.
На границе 60-х - 70-х гг. возникает замысел оперы
"Хованщина", а в середине 70-х гг. Мусоргский начинает
работать над оперой "Сорочинская ярмарка" (по Гоголю).
Тогда же появляется шедевр фортепианной музыки -
цикл "Картинки с выставки", посвященный Стасову.
Этот цикл написан под впечатлением рисунков рано
умершего архитектора В. Гартмана.
Мусоргский тяжело переживал распад "Могучей кучки"
и смерть своих близких.
Трагичные по настрою произведения этих лет
("Детская" (1872, на собственные стихи), "Без солнца"
(1874), "Песни и пляски смерти" (1875-77)
становятся итогом камерно-вокального творчества
композитора.
Последние годы жизни Мусоргский тяжело болел
и после концертной поездки с певицей Д. Леоновой
(летом 1879 г.) уже ничего не писал.
После смерти весь архив Мусоргского попал к
Римскому-Корсакову, который завершил некоторые его
незаконченные произведения.
Переложения, сделанные специально для квартета флейт "Сиринкс":
"Балет невылупившихся птенцов", "Лимож. Рынок" и "Тюильрийский сад" - части из
фортепианного цикла "Картинки с выставки",
переложенные для 4 флейт
(включая флейту-пикколо и альтовую флейту in G)
Евгением Стародубцевым и Ириной Голубенко в 2002-2003 гг.
[«] Вернуться к списку переложений для Квартета...
[«] Вернуться к репертуару Квартета...